МАКОВСКИЙ Сергей Константинович - МАКО́ВСКИЙ Сергей Константинович (1877-1962), русский художественный критик, поэт, издатель. Сын К. Е. Маковского (см. МАКОВСКИЙ Константин Егорович). В искусствоведческих работах отрицал мертвенность академизма (см. АКАДЕМИЗМ) и ультрановаторские течения авангардизма (см. АВАНГАРДИЗМ) («Страницы художественной критики», кн. 1-3, 1906-1913; «Силуэты русских художников», 1922). Поэтические сборники: «Вечер» (1941), «Год в усадьбе» (1949), «Круг и тени» (1951) и др. Мемуарные книги «Портреты современников» (1955), «На Парнасе «Серебряного века» (1962). В 1909-1917-х гг. редактор журнала «Аполлон» (см. АПОЛЛОН (журнал)). С 1920 в эмиграции (Прага, Париж).
* * *
МАКО́ВСКИЙ Сергей Константинович [15 (27) августа 1877, Петербург - 13 мая 1962, Париж], российский искусствовед, поэт, редактор журналов. Сын художника К. Е. Маковского (см. МАКОВСКИЙ Константин Егорович).
Родился в семье известного художника. Его сестра Елена Константиновна Лукш-Маковская (1878-1967) стала известным скульптором, работала в Вене и Германии, оставила мемуары.
Учился в Александровском лицее, в гимназии Я. Г. Гуревича (окончил в 1896). С молодости интересовался искусством. Пребывания за границей расширяли его кругозор, что дополнялось чтением на нескольких языках и знакомством с известными деятелями искусства. В доме скрипача Л. С. Ауэра (см. АУЭР Леопольд Семенович) познакомился с Вл. С. Соловьевым (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич). В мемуарах подробно описано совместное их пребывание осенью 1895 в санатории Рауха в Финляндии. Необыкновенная образованность Маковского и его сестры описана в книге Г. Брандеса «Страны и люди». Несмотря на гуманитарные интересы, учился на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (окончил в 1900), вольнослушателем посещал юридический факультет. Некоторое время состоял на государственной службе. В 1895 познакомился с одним из первых русских символистов А. М. Добролюбовым (см. ДОБРОЛЮБОВ Александр Михайлович), приятельствовал с Ив. Коневским (см. КОНЕВСКОЙ Иван) (И. И. Ореусом), рано погибшим поэтом-символистом (см. СИМВОЛИЗМ).
Деятельность критика начал статьей в журнале «Мир божий» (см. МИР БОЖИЙ) «В. М. Васнецов и Владимирский собор» (1898). С осени того же года участвовал в собраниях «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), хотя его статья о живописи А. Беклина (см. БЕКЛИН Арнольд) была одноименным журналом отвергнута.
В 1905 стал одним из организаторов издательства «Содружество», в 1907 был среди основателей журнала «Старые годы» (см. СТАРЫЕ ГОДЫ). В 1908 руководил русским отделом выставки этого журнала, в 1909 устроил большую выставку «Салон», в 1910 организовывал русский отдел на международной выставке в Брюсселе и выставку «Мира искусства» в Париже, в 1912 - выставку «Сто лет французской живописи» в Петербурге, в 1914 редактировал журнал «Русская икона». Вся эта обширная деятельность стала возможной благодаря большой эрудиции, широким связям и активности молодого искусствоведа и поэта.
Первое «Собрание стихов» Маковского (1905) заслужило одобрительные отзывы, в частности В. Я. Брюсова (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич). Однако ослабление лирического начала, сухость и немузыкальность стихов Маковского вызывали раздраженные слова даже у доброжелательных современников.
Пристальный интерес к современному русскому и западному искусству, точно и резко сформулированные принципы отвержения искусства «передвижников» и академической живописи конца 19 в., тонкий анализ живописной приސԑˠтворчества самых различных художников позволили Маковскому стать одним из самых заметных и авторитетных художественных критиков своего времени.
Особенно закрепилась эта репутация в годы издания журнала «Аполлон» (см. АПОЛЛОН (журнал)) (1909-1917), ставшего во многом эталоном для русского журнала о современном искусстве. В его создании проявилась существенная черта Маковского как организатора. С одной стороны, он сумел найти мецената, крупного промышленника М. К. Ушкова, с другой, привлек к созданию концепции нового издания выдающихся деятелей русской литературы: И.Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович), Вяч. И. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), М. А. Кузмина (см. КУЗМИН Михаил Алексеевич), Н. С. Гумилева (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович), М. А. Волошина (см. ВОЛОШИН Максимилиан Александрович), А. Л. Волынского (см. ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович), А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич). Деятельность «Аполлона» не ограничивалось изданием журнала: в редакции устраивались художественные выставки и музыкальные вечера, проходили собрания «Общества ревнителей художественного слова», издавались книги.
Литературный отдел журнала, начавшийся как орган символистов, все более и более подпадал под влияние «молодой редакции» (Кузмин, Гумилев, А. Н. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич), С. А. Ауслендер и др.), что в конечном счете привело к переориентации на творчество поэтов-акмеистов (см. АКМЕИЗМ), заявивших о возникновении своего течения в 1913 также со страниц «Аполлона».
Сдержанность и холодность Маковского в роли редактора заставляли некоторых современников относиться к нему достаточно критически. Среди его прозвищ было не только снисходительное французское «papa Maco», но и презрительное «моль в перчатках». Серьезно повредила репутации Маковского как знатока поэзии история Черубины де Габриак: в 1909 начинающая поэтесса Е. И. Дмитриева (см. ВАСИЛЬЕВА Елизавета Ивановна) послала в «Аполлон» свои стихи, которые Маковский отверг; затем через Волошина Дмитриева передала ему другие свои стихи, подписанные вымышленным именем «Черубина де Габриак», Маковский посчитал их шедеврами новой женской поэзии, а их таинственную сочинительницу - красавицей, в которую немедленно влюбился. Раскрытие мистификации было болезненным как для Маковского, так и для Дмитриевой.
После революции 1917 Маковский с женой (с 1910 был женат на М. Э. Рындиной, первой жене В. Ф. Ходасевича (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович)) через Крым уехал в Константинополь. С 1920 жил в Праге, продолжая заниматься искусствоведением (в 1922-1925-х гг. в Праге и Берлине вышли три его книги) и организацией выставок. В 1922 он устроил в Праге большую выставку «Искусство и быт Подкарпатской Руси», для которой около года собирал материалы в деревнях чешского Подкарпатья. С 1921 публиковал стихи и статьи в парижских, берлинских, пражских изданиях. В 1925 перебрался в Париж, в 1926-1932-х гг. являлся членом редакции (секретарем и заведующим литературно-художественным отделом) монархической газеты «Возрождение». (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (периодические издания)) В литературной жизни русского Парижа принимал мало участия, что отчасти заменялось активностью в масонских кругах.
С послевоенных времен Маковский - одна из наиболее заметных фигур в русской эмигрантской литературе. Он был председателем парижского «Объединения русских писателей» и редактировал сборники «Встреча» (1945, 2 выпуска). В 1949 в Париже было организовано издательство для выпуска поэтических книг «Рифма», и Маковский стал председателем его редакционной коллегии (до конца 1950-х гг. это издательство считалось самым престижным для поэтов русской диаспоры).
Собственные книги стихов успеха не имели, вряд ли случайно очень многое в поэзии 20 в. оставалось Маковскому непонятным.
Наибольшим успехом в 1950-е и начале 1960-х гг. пользовались литературно-критические статьи Маковского и воспоминания («Портреты современников», «На Парнасе «Серебряного века»). Первую книгу составили воспоминания о детстве, и о встречах со знаменитыми людьми. Облики поэтов, актеров, художников, организаторов художественной жизни, многие из которых были практически забыты в русской эмиграции, были очерчены с большим мастерством и яркой личностной заинтересованностью. Начиная свои описания с 1880-х гг., воссоздавая дух русской художественной жизни того времени, Маковский выдерживает объективный тон, даже говоря о творчестве своего отца, популярного, но не выдающегося художника. От этой широкой панорамы Маковский переходит к более конкретным воспоминаниям об отдельных фигурах, поражавших его воображение. Еще более отчетливо линия на совмещение изображений знаменитых и мало кому известных людей видна во второй книге воспоминаний. Прославленные Вл. Соловьев, Блок, Гиппиус, Гумилев, Бенуа, Мандельштам, Добужинский (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович) соседствуют на страницах книг с почти совсем забытыми в то время Комаровским и Коневским, но именно такое соединение позволяет, не делая попыток создания полноценной истории русской культуры, представить ее как совокупность разнородных творческих устремлений, в конце концов слагающихся в целостную картину.
Эти книги остаются в числе наиболее существенных мемуарных свидетельств о культуре 20 в. Лишь в планах осталась третья книга воспоминаний, куда Маковский хотел включить очерки о Гумилеве, Кузмине, Ходасевиче, Рерихе и др. Из них был завершен и опубликован после смерти автора лишь очерк «Николай Гумилев по личным воспоминаниям», получивший, впрочем, уничижительную оценку А. А. Ахматовой (см. АХМАТОВА Анна Андреевна).
Как поэт Маковский почти не оставил следа в истории русской литературы, однако его заслуги как художественного критика, редактора журналов и мемуариста не подлежат сомнению.